Обучение иностранных студентов русскому и казахскому языкам в КазНУ имени аль-Фараби

Учебный процесс в самом разгаре – заканчивается осенний семестр. Мы уже хорошо знаем алфавит, научились читать и немного писать и по-русски, и по-казахски.

Ашық дереккөзі

Наши студенты уже могут рассказать о себе, о своей семье, о родной стране и родном городе. Они уже понимают вопросы и могут ответить на них: как вас (тебя) зовут? у вас (у тебя) есть семья, родители? кто ваши родители? это ваша группа? какая ваша группа, маленькая или большая? и так далее. И вот – ура! – наконец мы подошли к изучению глаголов. Усвоенные глаголы значительно расширяют речевые границы. Конечно, можно обойтись и без глагола, есть такие предложения. Но точно и ясно сформулировать свою мысль, больше сказать и больше выразить вербально свои эмоции, отразить динамику того, о чём желаешь поведать, рассказать и описать тоже, задать вопрос и получить на него ответ, запросить информацию – всё это можно реализовать именно с помощью глагола. То есть использование глаголов делает общение между людьми более лёгким, точным и понятным. Это очень интересная и важная тема, потому что студентам надо объяснить, что глаголы, например, в русском языке имеют три времени, и что окончания глаголов меняются по лицам, по родам и числам. Одно дело, когда студенты поняли этот грамматический материал, и другое – когда им надо запомнить, выучить наизусть эти окончания глаголов и говорить, использовать их в речи правильно. Здесь как раз и проявляется мастерство и опыт преподавателя. Потому что сложный грамматический материал можно объяснить и запомнить благодаря использованию игровых приёмов на занятиях по обучению русскому языку. Да, на наших занятиях мы можем и поиграть – и используем для этого обыкновенный детский мячик. И именно игра помогает студентам легче усвоить и легче понять такой сложный для них грамматический материал – спряжение, время и вид глагола (!). Отрабатываем окончания глаголов настоящего времени: преподаватель называет глагол, например, «читать» и кидает мяч студенту – при этом произносит личное местоимение, например, «они» - студент сразу должен вернуть мяч преподавателю, произнося при этом правильное окончание глагола – «они читают». Если студент без паузы сразу реагирует и правильно говорит – молодец, всё усвоил. Если же студент отвечает неправильно или не ответил вовсе – снова направляем мяч ему, пока не услышим правильный ответ. Это один из вариантов игры с мячом, который помогает нам также отрабатывать, запоминать и родовые окончания имени прилагательного, и окончания притяжательных местоимений и так далее. Есть много разнообразных методов и приёмов в арсенале наших преподавателей кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования – все наши педагоги с большим опытом работы, все высококлассные специалисты своего дела и преданные своему призванию – обучить иностранных студентов языку, который они выбрали. На нашей кафедре обучаются иностранные студенты, которые с огромным удовольствием изучают и казахский язык, казахскую литературу, казахскую культуру. Мы всегда с большой радостью можем говорить о своих студентах, которые, разъезжаясь по разным странам мира, помнят о своих преподавателях, пишут нам, звонят, сообщают через социальные сети о своих успехах, шлют приветы и сохраняют в своих сердцах тепло казахстанской земли. 

Туребекова Р.С., Саденова А.Е.

Кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев

Факультет довузовского образования

КазНУ имени аль-Фараби 

Loading...